Общая характеристика учебного плана. Учебный план МБДОУ детского сада №2 г.Донецка на 2024-2025 учебный год, является одним из основных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в ДОУ. Нормативную базу учебного плана образовательного учреждения составляют: -ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ - Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой -Гигиенические требования к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения (инструктивнометодическое письмо Мин образование РФ 14.03.2000 г. № 65/23-16) - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) Учебный план – ведущий документ детского сада, реализующий содержание образования путем определения количества и названия учебных предметов на каждую возрастную группу, последовательности чередования и количества учебных предметов в неделю. Принципами построения учебного плана являются: полнота, целостность, сбалансированность, преемственность, соответствие реальному времени, четкая осознанность. Учебный план совместно с организованной образовательной деятельностью перерабатывается и утверждается ежегодно на августовском педагогическом совете. Одной из форм работы с дошкольниками является организованная образовательная деятельность. Длительность организованной образовательной деятельности: - группа раннего возраста(1,5-3 года)– 10 минут; - младшая группа (3-4года) - 15 минут; - средняя группа (4-5 лет)– 20 минут; - старшая группа(5-6 лет)– 25 минет; - подготовительная к школе группа(6-7 лет) – 30 минут. При организации организованной образовательной деятельности соблюдаются следующие правила: - через определенное время в каждой возрастной группе после активной интеллектуальной работы проводятся физкультурные паузы (физкультминутки) длительностью 1-2 минуты; - перерыв между занятиями не менее 10 минут; - начало учебных занятий в 9 час. 00 мин.; - организованная образовательная деятельность утверждается на педагогическом совете перед началом учебного года; - количество видов организованной образовательной деятельности соответствует ст. СанПиН Учебный год длится с 2 сентября по 30 мая. Дети освобождаются от организованной образовательной деятельности - на период их адаптации к детскому саду; - на период проведения диагностики. Педагогическая диагностика результативности работы педагогов с воспитанниками проводится два раза в год в сентябре и мае учебного года. В старшей и подготовительной к школе группе проводится диагностика готовности детей к обучению в школе. Для проведения диагностики во всех возрастных группах используются итогово - диагностические виды организованной деятельности без отмены учебной деятельности. С целью снижения уровня физической и интеллектуальной нагрузки и переутомления детей на занятиях познавательного цикла в обязательном порядке проводятся физкультминутки. Индивидуальная и совместная деятельность педагога с детьми организуется без нарушения длительности прогулки. Учебный план ДОУ учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности детей и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Регламентирование образовательного процесса на неделю: - продолжительность учебной недели - пять дней; - общее количество занятий в неделю в группах: от 1,5 года до3 лет - 8 занятий (продолжительность – 10 мин) от 3 лет до 4 лет - 10 занятий (продолжительность – 15 мин) от 4 лет до 5 лет - 11 занятий (продолжительность – 20 мин) от 5 лет до 6 лет - 14 занятий (продолжительность – 25 мин) от 6 лет до 7 лет - 15 занятий (продолжительность – 30 мин) Перерыв между занятиями 10 минут. Учебные занятия в ДОУ начинаются в 9.00 часов. Все занятия проводятся в 1 половину дня и во 2 половину дня, в соответствии с государственными санитарноэпидемиологическими правилами и нормами в части продолжительности непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Содержание психологопедагогической работы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей СОЦИАЛЬНОФормирование основ безопасного поведения в КОММУНИКАТИВНОЕ быту, социуме, природе РАЗВИТИЕ Трудовое воспитание Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Развитие математических представлений Ознакомление дошкольников с природой ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ознакомление дошкольников с социальным миром Поисково - экспериментальная детская деятельность Техническое конструирование Развитие словаря Воспитание звуковой культуры речи Формирование грамматического строя: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие связной речи Формирование элементарного осознания явлений языка и речи Воспитание любви и интереса к художественному слову Формирование элементарных представлений о видах искусства Художественно-изобразительная деятельность ХУДОЖЕСТВЕННО Творческое конструирование ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку Гармоничное физическое развитие Формирование основ здорового образа жизни ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Здоровьесберегающие технологии Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением, в соответствии с возрастом детей основными направлениями их развития. В МБДОУ на учебный год осуществляют образовательную деятельность 4 группы: 1 - группа раннего возраста (1,5-3 года); 2 - разновозрастная группа (5-7 лет); 3 - разновозрастная группа (4-6 лет); 4 - разновозрастная группа (3-5 лет); УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Количество НОД в неделю п\п группа раннего возраста I. 2 средняя младшая группа группа старшая группа подготовите льная группа Федеральный компонент 1. Чтение худ. литературы - - - 1 - 2. Развитие речи 1 1 1 2 2 3. Обучение грамоте - - - 1 2 4. Математическое развитие - 1 1 1 2 5. Сенсорное развитие 1 - - - - 6. Познание 1 1 1 1 1 7. Рисование 1 1 1 1 1 8. Лепка 1 1 1 1 1 9. Аппликация/конструир. 1 1 1 1 1 10. Физическое развитие 2 2 3 3 3 11. Мир музыки 2 2 2 2 2 Продолжительность НОД (мин) 10 15 20 25 30 Итого: 10 10 11 14 15 Максимально допустимый объем учебной нагрузки на ребенка в организованных формах воспитательно-образовательной работы Содержание Наименование возрастных групп Группа возраста Длительность условного учебного часа Объём образовательной нагрузки в неделю (мин) Объём образовательной нагрузки в год (мин) младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа 2 1 1 1 1 10 15 20 25 30 100 150 220 400 450 3100 4650 6820 12400 13950