Программа развития 2024-2028-

1

№
п/п
1
2
2.1

2.2

3
4
4.1.
5
6

СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт Программы
Раздел 1. Информационная справка о дошкольной
образовательной организации
Раздел 2. Анализ условий реализации образовательных
программ дошкольного образования
Анализ условий реализации основных образовательных
программ дошкольного образования в соответствии с
требованиями ФГОС ДО
Анализ условий реализации адаптированных образовательных
программ дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ в
соответствии с требованиями ФГОС ДО
Раздел 3. Концепция программы развития
(концептуальные идеи)
Раздел 4. Программные мероприятия
Управление реализацией ФГОС ДО
Раздел 5. Инновационные риски
Раздел 6. Управление программой развития

2

Стр.
4
6
7
7

12

13
19
19
23
24

ВВЕДЕНИЕ
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада №2 муниципального образования «Город Донецк» (далее – Программа, Программа
развития) является организационной основой деятельности муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада №2 муниципального образования «Город
Донецк» (далее – МБДОУ, детский сад, Учреждение). Программа развития определяет цели, задачи,
перспективные направления и предполагаемые результаты развития МБДОУ на 2024-2028г.г.
В Программе развития заложены основания и механизмы обеспечения в образовательном
Учреждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(ФГОС ДО) посредством реализации федеральной образовательной программы дошкольного
образования (ФОП ДО), парциальных и авторских программ и технологий, отражающих в т.ч.
региональный компонент, переориентация педагогического коллектива на активное использование
современных образовательных технологий дошкольного образования, инновационных форм работы
с детьми и родителями. Программа развития обеспечивает такой тактический переход
образовательного учреждения в качественно иное состояние, максимально реализующее
образовательный и гражданский потенциал непосредственных участников образования
(обучающихся, педагогов, родителей).
Результатом работы образовательного учреждения по
всем направлениям является повышение эффективности ее работы, результатом реализации
инициативных проектов – высокий уровень удовлетворённости общества качеством дошкольного
образования.
В Программе развития прослеживается непрерывное преобразование образовательного
пространства образовательного Учреждения, обеспечение современным оборудованием групп и
кабинетов, их оснащение с учетом современных требований. Программа не противоречит
действующим нормативным актам, соотносится с программами развития федерального,
регионального и муниципального уровней, учитывает социальный запрос современного общества в
развитии социализированной личности.
Программа учитывает такие внешние и внутренние факторы, как:
• государственная политика в сфере образования;
• достигнутые результаты и традиционные направления в деятельности образовательного
учреждения;
• особенности демографической, экономической и социально-культурной среды;
• финансовый, материально-технический, кадровый, методический и управленческий потенциал
образовательного учреждения, реальные перспективы его развития.
Составление нового документа обусловлено окончанием срока реализации предыдущей
Программы развития, необходимостью постановки новых целей и задач перед коллективом на
основе проведенного проблемного анализа деятельности образовательного Учреждения за 2020-2023
гг.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

3

Наименование программы
Координатор Программы
Юридический адрес
(с указанием индекса)
Телефон (код и номер)
e-mail
Cайт
Разработчики Программы

Обоснование Программы

Нормативная база

Программа развития МБДОУ детского сада №2
г.Донецка на 2024 -2027 г.г.
Воротилина И.Г., заведующий
346330, Ростовская область, г.Донецк, ул.Тимирязева,
44
8(86368)27852
sad.iskorka2014@yandex.ru
https://iskorka2.tvoysadik.ru/
Рабочая группа в составе, утвержденном
приказом МБДОУ детского сада №2 г.Донецка от
12.12.2023 г. № __
Программа является преемственной по отношению к
программе развития МБДОУ детского сада №2
г.Донецка, реализованной в 2020-2023 г.г.
Программа направлена на создание условий,
необходимых
для
реализации
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования
Федеральный закон Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ);
Федеральный закон о внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся
(принят Госдумой 22.07.2020 г., одобрен Советом
Федерации 24.07.2020 г.);
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам
дошкольного
образования»
(утв.
приказом
Министерства
просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 в ред. от
01.12.2022);
Единый
квалификационный
справочник
должностей
руководителей,
специалистов
и
служащих,
раздел
«Квалификационные
характеристики должностей работников образования»
(утв. приказом Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н);
Профессиональный
стандарт
педагога
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель) (утв.
приказом Минтруда и социальной защиты РФ от
18.10.2013 г. № 544н);
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (утв. приказ
Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155);
Федеральная
образовательная
программа
дошкольного
образования
(утв.
приказом
Минпросвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028);
Федеральная адаптированная образовательная
4

программа
дошкольного
образования
для
обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Минпросвещения
РФ от 24.11.2022 г. № 1022)
Устав МБДОУ детского сада №2 г.Донецка от
05.08.2015 г. (с изменениями от 26.07.2021 г., 28.12.2023
г.)

Цель программы

Основные
этапы
программы развития

реализации

Задачи программы

Сроки реализации программы
Ожидаемые конечные результаты
реализации программы

Определить стратегию развития дошкольной
образовательной организации в условиях реализации
ФГОС дошкольного образования и федеральных
образовательных программ
Первый этап – подготовительный (январь 2024 г.–
март 2024 г.)
Второй этап – практический (апрель 2024 г.– июнь
2028 г.)
Третий этап – аналитический (июль 2028 г.– ноябрь
2028 г.)
Обеспечить необходимые условия для реализации
образовательных программ дошкольного образования
в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного
образования
и
с
учетом
федеральных
образовательных программ
2024 - 2028 гг.
Будут созданы необходимые условия для
реализации образовательных программ дошкольного
образования в соответствии с требованиями ФГОС
ДО с учетом федеральных образовательных программ
(психолого-педагогические
условия;
кадровые
условия;
материально-технические
условия;
развивающая предметно-пространственная среда)

5

РАЗДЕЛ 1.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
О ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Этапы развития дошкольной образовательной организации
Дошкольная образовательная организация Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №2 муниципального образования «Город Донецк» создана
в 1951 г. (далее – ДОУ).
1.2. Дошкольная образовательная организация в настоящее время
Юридический адрес дошкольной образовательной организации:
346330, Ростовская область, г.Донецк, ул.Тимирязева, 44
Особенности
месторасположения
дошкольной
образовательной
организации,
особенности социума: МБДОУ детский сад №2 г.Донецка расположен на севере Ростовской
области в городе Донецке по адресу: ул. Тимирязева д.44. Вблизи территории детского сада
расположены жилые дома, частные территории, объекты социокультурной среды. В ближайшем
окружении МБДОУ детского сада №2 г.Донецка расположены МОУ СОШ №3, МБДОУ детский сад
№15 г.Донецка, библиотека-филиал им. Маяковского, клуб ЦОФ, поликлиника №2. В учреждении
успешно развиваются партнерские и преемственные связи с различным социумом города:
учреждениями образования, культуры, медицины. Развитие внешних связей дает дополнительный
импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни,
совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального
партнерства. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о
том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным,
профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в МБДОУ детском саду №2
г.Донецка строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов. Ознакомление дошкольников с
окружающим миром и их социальное развитие является очень актуальным.
Характеристика контингента воспитанников:
В настоящее время в учреждении функционирует 4 группы, количество воспитанников всего 64 чел.
Из них с ОВЗ – 16 чел.
Образовательные услуги, предоставляемые дошкольной образовательной организацией:
дошкольное образование.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности – от 07.07.2015, серия 61Л01 №
0002725, регистрационный номер 5201. Лицензия бессрочная.
1.3. Открытость Программы
Программа развития является открытым документом, что предполагает возможность внесения
в нее изменений в силу объективных причин, в том числе в связи с изменениями во внешней среде
дошкольной образовательной организации.

6

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в России гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего,
основного общего и среднего общего образования.
Кроме того, предоставляемое образование должно быть качественным.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным
образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным
требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная деятельность, в т.ч. степень достижения планируемых результатов
образовательной программы» (№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Качество образования обучающихся на всех уровнях общего образования, в т.ч. дошкольного
образования, зависит от многих факторов.
Наиболее значимыми из них являются:
- качество реализуемых общеобразовательных программ;
- качество условий реализации общеобразовательных программ.
При этом качество условий реализации общеобразовательных программ напрямую влияет на
их качество, а, следовательно, на качество подготовки обучающихся.
В связи с этим в рамках Программы развития ДОУ в 2020 -2023 гг. осуществлялась
целенаправленная деятельность по созданию условий, необходимых для реализации основных и
адаптированных образовательных программ в соответствиями с требованиями ФГОС ДО, а также для
реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Анализ деятельности дошкольной образовательной организации выполнен в соответствии с
требованиями к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования,
изложенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
2.1. Анализ условий реализации основных образовательных программ дошкольного
образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Для реализации основных образовательных программ дошкольного образования в
соответствии с требованиями ФГОС ДО созданы следующие условия.
Психолого-педагогические условия:
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей
дошкольного возраста. В настоящее время в учреждении функционирует 4 группы, из них:
1 группа для детей раннего возраста общеразвивающей направленности,
3 группы для детей дошкольного возраста комбинированной направленности
Организационно-управленческая структура
Структурно
е
подразделе
ние

Содержание деятельности

Члены
структурного
подразделения

7

Взаимосвязь
структурных
подразделений

Общее
собрание
работников

Педагогиче
ский совет

- рассматривает и одобряет проект Устава
Детского сада, изменений и дополнений к
нему;
- рассматривает, обсуждает и рекомендует
к утверждению Программу развития,
проект годового плана работы Детского
сада;
- обсуждает вопросы состояния трудовой
дисциплины в Детском саду и мероприятия
по ее укреплению;
- рассматривает вопросы охраны и
безопасности условий труда работников,
охраны жизни и здоровья воспитанников
Детского сада;
- утверждает коллективные требования к
работодателю;
рассматривает
иные
вопросы
деятельности Детского сада, внесенные на
его рассмотрение Заведующим Детским
садом и (или) работниками Детского сада.
- определяет направления воспитательнообразовательной деятельности Детского
сада;
- принимает образовательную программу
Детского сада;
- рассматривает и утверждает методические
направления работы с детьми в группе, а
также вопросы содержания, методов и
форм
воспитательно-образовательного
процесса;
- планирует образовательную деятельность
Детского сада;
- рассматривает вопросы переподготовки и
повышения квалификации педагогических
работников Детского сада;
- организует выявление, обобщение,
распространение,
внедрение
педагогического опыта;
- рассматривает вопросы организации
дополнительных образовательных услуг
воспитанникам Детского сада, в том числе
платных.

Совещание
психологопедагогического
консилиума

Взаимодействие специалистов детского
сада
по
вопросам
психологопедагогического
сопровождения
воспитанников группы компенсирующей
направленности
детей
с
тяжёлыми
нарушениями речи.
Определение
характера,
продолжительности
и
эффективности
коррекционно-развивающей
работы
с
воспитанниками ДОУ.
Комиссия
Разработка планов совместных действий
по охране работодателя, профсоюзного органа по
труда
улучшению условий охраны труда.
Контроль за соблюдением нормативных
актов.
8

Все работники

Педагогический
совет
Комиссия
по
охране труда

Заведующий,
педагогические
работники

Общее собрание
работников
Психологопедагогический
консилиум
Совет родителей

Заведующий,
воспитатели,
педагогпсихолог,
медицинский
работник

Педагогический
совет

Представители
работодателя,
трудового
коллектива

Общее собрание
трудового
коллектива

Совет
родителей

Общее
собрание
родителей

Организация профилактической работы по
безопасности образовательного процесса.
1) контроль создания необходимых условий
для охраны и укрепления здоровья, за
организацией питания воспитанников;
2)
привлечение
добровольных
имущественных взносов, пожертвований
и других,
не запрещенных
законом
поступлений;
3)
экспертная
оценка
локальных
нормативных актов, затрагивающих права
и законные
интересы
воспитанников
и их законных представителей.

Избранные
представители
родительской
общественност
и

Рассмотрение и обсуждение основных Родители
направлений развития ДОУ.
(законные
Координация
действий
родительской представители)
общественности
и
педагогического
коллектива по вопросам образования,
воспитания, оздоровления и развития
воспитанников.

Общее собрание
родителей
Педагогический
совет

Совет родителей
Педагогический
совет ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды соответствует возрасту детей и ФГОС
ДО. Созданная РППС учитывает особенности реализуемой ОП ДО. В каждой возрастной группе
имеется достаточное количество современных развивающих пособий и игрушек. В каждой
возрастной группе РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную,
развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
Кадровые условия:
Кадровый состав ДОУ на 31.12.2023 года характеризуется следующими
показателями:
-ДОУ полностью укомплектовано кадрами;
- образовательную деятельность осуществляют 8 педагогических работников.

Категорийный уровень педагогов ДОУ

0%
13%

87%

1 категория

9

Соответствие

Образовательный уровень педагогов ДОУ

0%

25%

высшее образование

75%
среднее образование

Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, эффективно участвуют в работе
методических объединений, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных
учреждений. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической
деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников.
По итогам 2023 года детский сад перешел на применение профессиональных стандартов.
Из 8 педагогических работников детского сада все соответствуют квалификационным требованиям
профстандарта «Педагог». Их должностные инструкции соответствуют трудовым функциям,
установленным профстандартом «Педагог».
На заседании установочного педагогического совета было организовано знакомство педагогов
с новым Порядком аттестации педагогических работников, который был утвержден приказом
Минпросвещения от 24.03.2023 № 196. В течение полугодия с педагогами проводилась работа
по плану по следующим направлениям: аналитико-диагностические мероприятия; психологическое
сопровождение; организационно-методическое сопровождение.
В учреждении созданы условия для участия педагогов в конкурсах на различных уровнях.
Педагоги повышают свой профессиональный уровень на КПК, конкурсах профессионального
мастерства, эффективно участвуют в работе методических объединений, знакомятся с опытом
работы своих коллег и других дошкольных учреждений, а также саморазвиваются. Данные
мероприятия создают условия для повышения качества реализации образовательной программы.
Для взаимодействия и обмена информацией все участники образовательного процесса МБДОУ
детского сада №2 г.Донецка используют современные и безопасные мессенджеры: сообщества в
ВКонтакте /ссылка: https://vk.com/doniskorka2, официальный сайт детского сада , ссылка:
https://iskorka2.tvoysadik.ru. Через Государственные паблики (официальное
сообщество)
пользователи получают актуальную достоверную информацию о работе органов власти,
деятельности детского сада, ежедневно получают новостную информацию, объявления, у каждого
имеется возможность выйти на обратную связь, оставить обращение в комментариях к постам, в
сообщениях группы, воспользоваться виджетами «Сообщить о проблеме» или «Высказать мнение».
Материально-технические условия:

10

Помещение детского сада находится в отдельно стоящем типовом двухэтажном здании. Имеется
собственная территория для прогулок, 4 обустроенные прогулочные участка, игровое и спортивное
оборудование.

Характеристика базовых пространств ДОУ
Помещения
Здание детского сада

Групповые комнаты

Спортивный зал

Музыкальный зал

Методический кабинеткабинет психолога
Пищеблок
Прачечная

Характеристика оснащения объектов
В здании 2 этажа, имеется центральное отопление, подведены
вода и канализация.
Полностью оснащено сантехническим оборудованием.
Крыша и подвал отвечают требованиям СанПиН и пожарной
безопасности.
За детским садом закреплен участок земли в 6926 м2, имеющий
ограждение.
В детском саду 4 групповые комнаты с отдельными спальнями.
Каждая группа имеет свой вход из общего коридора.
Группы полностью оснащены детской мебелью в соответствии с
возрастом и требованиям СанПиНов, шкафами для учебнометодических и раздаточных материалов, рабочими столами и
стульями для взрослых.
Имеются материалы и оборудование для поддержания
санитарного состояния групп.
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды
соответствует возрасту детей и ФГОС ДО.
Спортивный зал находится на втором этаже и оборудован
спортивным инвентарем.
Программно-методические материалы соответствуют возрастным
особенностям, учитывают состояние здоровья детей, планируются
с учетом ФГОС ДО
Музыкальный зал находится на втором этаже и полностью
оборудован. Имеются пианино, музыкальный центр, телевизор,
детские музыкальные инструменты. Программно-методические
материалы соответствуют возрастным особенностям, учитывают
индивидуальные особенности детей, планируются с учетом ФГОС
ДО
Методический кабинет находится на втором этаже и полностью
оборудован. Имеются библиотека методической литературы и
периодических
изданий,
компьютер,
демонстрационные
материалы.
Находится не первом этаже. Оборудован инвентарем и посудой.
Имеется
электрооборудование,
холодильное оборудование,
сплит-система
Находится не первом этаже. Полностью оборудована
необходимым инвентарем и электрооборудованием.

Медицинский кабинет

Медицинский кабинет находится на первом этаже, состоит из 3
блоков (кабинет медсестры, процедурная, изолятор) и полностью
оборудован необходимым инвентарем и медикаментами.

Участки для каждой группы

На территории ДОУ оборудовано 4 участка. На всех участках
имеются зеленые насаждения,
игровое оборудование
в
соответствии с возрастом и требованиями СанПиН.

Экологическая комната

Используется для дополнительных занятий. Имеется наглядный и
демонстрационный материал
11

Мини – музей «Истории
наших предков»

Используется для реализации задач музейной педагогики

Галерея

Используется для ознакомления с произведениями искусства

Комната безопасности

Ознакомление с правилами дорожного движения, основами
безопасности жизни, пожарной безопасности

Кабинет учителя-логопеда

Оснащен мебелью, шкафами для учебно-методических и
раздаточных материалов, столами и стульями
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды
соответствует ФГОС ДО.
Оснащен мебелью, шкафами для учебно-методических и
раздаточных материалов, столами и стульями
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды
соответствует ФГОС ДО.

Кабинет педагогапсихолога

2.2. Анализ условий реализации адаптированных образовательных
программ дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ в соответствии с
требованиями ФГОС ДО (2013 г.)
Для реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования в
соответствии с требованиями ФГОС ДО созданы условия образования обучающихся с ОВЗ.
Образовательный процесс для детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с адаптированной
образовательной программой дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР) и по адаптированной
программе дошкольного образования для детей с ЗПР, которые разработаны на основании
Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов
детской деятельности: образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов,
самостоятельной деятельности, организованной образовательной деятельности, взаимодействия с
семьями воспитанников.
Программа составлена в соответствии с направлениями развития детей: «Физическое
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно
эстетическое развитие», «Речевое развитие». Реализация каждого направления предполагает решение
образовательных задач во всех видах детской деятельности, имеющих место в режиме дня
дошкольного образовательного учреждения.
Характеристика базовых пространств ДОУ
Помещения
Кабинет учителя-логопеда

Кабинет педагогапсихолога

Характеристика оснащения объектов
Оснащен мебелью, шкафами для учебно-методических и
раздаточных материалов, столами и стульями
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды
соответствует ФГОС ДО.
Оснащен мебелью, шкафами для учебно-методических и
раздаточных материалов, столами и стульями
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды
соответствует ФГОС ДО.

12

Логопедическую и психолого-педагогическую помощь в группах комбинированной направленности
получают 16 детей 3 -7 лет с ТНР, ЗПР. Учителем-логопедом и педагогом-психологом проводится
регулярная коррекционная работа с детьми в соответствии с ИОМ, составленных на каждого
воспитанника, с использованием дидактического материала и наглядных, практических и словесных
методов обучения и воспитания с учетом психофизического состояния детей. Коррекционная работа
проводилась по следующим направлениям: накопление и актуализация словаря, уточнение лексикограмматических категорий, развитие фонематических представлений, коррекция нарушений
звукопроизношения, развитие связной речи.
Таким образом, в дошкольной образовательной организации созданы достаточные ресурсы для
реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Вместе с тем, за прошедший период не все условия удалось создать в полной мере.
Некоторые условия требуют дальнейшего развития для эффективной реализации
образовательных программ в условиях действующего ФГОС дошкольного образования.
Необходимость совершенствования всех видов условия связана с утверждением Федеральных
образовательных программ:
- Федеральной образовательной программы дошкольного образования (утв. приказом
Минпросвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028);
- Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1022).
Таким образом, необходимо продолжить работу по созданию и модернизации всех видов
ресурсов (условий), необходимых для повышения эффективности деятельности дошкольной
образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, а
также с учетом Федеральной образовательной программы и Федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ.

РАЗДЕЛ 3.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
(КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ)
Особенностью настоящей программы развития является то, что она направлена на реализацию
идей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом
Федеральной образовательной программы и Федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования.
Миссия ДОУ заключается:
- в создании условий для полноценного проживания ребенком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- в построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
- в сотрудничестве детей и взрослых, в признании ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
- в поддержке инициативы детей в различных видах деятельности;
- в сотрудничестве дошкольной образовательной организации с семьей;
13

- в приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- в формировании познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности;
- в возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
- в учете этнокультурной ситуации развития детей.
Цель ДОУ - создание условий для разностороннего развития детей дошкольного возраста с
учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. для достижения детьми дошкольного
возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к
детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Механизмы реализации программы
Механизмы реализации условий акцентируются по следующим направлениям работы:
содержание образования, семья, педагоги, среда.
Содержание образования:
- создаются условия для реализации специфических видов деятельности;
- направлена на обеспечение эмоционального комфорта детей и взрослых и разработана в
соответствии с основополагающими принципами;
- ориентирована на поддержку обеспечиваются время и пространство для детской игры,
исследований и творчества.
Педагоги:
- готовы и способны предоставлять детям право выбора видов деятельности и общения;
- готовы и способны использовать современные развивающие технологии для сохранения
уникальности и само ценности дошкольного детства, становления ребенка как субъекта
деятельности.
Семья:
- активно участвует в образовании ребенка
- сохраняет здоровье и эмоциональное благополучие ребенка;
- повышается родительская компетентность.
Среда:
- способствует развитию личного и творческого потенциала каждого ребенка;
- обеспечивает само ценность детской деятельности, субъектность ребенка.
Модель детского сада (как желаемый результат)
Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения представляет
собой образ детского сада на основе учета наработанного опыта по развитию физических и
психических функций организма воспитанников, их социализации и самореализации
Модель педагога
Профессионализм воспитателя:
- имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
- владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам;
- свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения,
воспитания и здоровье формирования, использует их как основу в своей педагогической
деятельности;
- владеет умением планировать и оценивать степень развития детей своей группы; - умело
использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей
при реализации дифференцированного подхода;
14

- владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на
решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с
детьми;
- проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
- умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в
образовательном процессе;
- стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их увлеченность
познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании
знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала;
- реализует систему комплексногопсихолого-медико-педагогического сопровождения
воспитанников и их родителей;
- владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых
форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных образовательных и
оздоровительных услуг.
Проявление организационно-методических умений:
- использует в работе инновационные методики и технологии;
- способен организовывать эффективное развивающее пространство в ДОУ в соответствии с
развивающими технологиями (говорящая стена, умный пол и потолок и т.д.)
- включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих
развитию, оздоровлению и воспитанию их детей;
- формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и
психологии;
- готов и способен участвовать в конкурсной деятельности, организации наставничества;
- владеет навыками анализа, рефлексии, прогнозирования и планирования своей деятельности.
Личностные качества педагога:
- четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием,
стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных
преобразований;
- имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным 30 нормам
общества;
- обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка,
чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью;
- владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбия
детей, их родителей, коллег по работе;
- обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач,
ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
- креативен;
- развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с
целью успешной интеграции в социуме;
- способствует формированию положительного имиджа и авторитета ДОО;
- ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала
учреждения, родителей и социума.
Модель выпускника
- здоровье (уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на одно
заболевание, снижение частоты проявлений хронических заболеваний);

15

- коммуникативная компетентность (умение общаться с взрослыми и сверстниками, владение
средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний,
настроений и желаний, умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и
их поступкам);
- физическая компетентность - забота о своем здоровье, желание физического
совершенствования с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;
- интеллектуальная компетентность - овладение детьми разными способами решения
поставленных задач, умение прогнозировать результат;
- креативность - отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту преобразования и
открытия, умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью, вариативностью;
- любознательность - исследовательский интерес ребенка;
- инициативность и самостоятельность - умение проявлять инициативу во всех видах детской
деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов;
- презентабельность – умение презентовать свои представления и результаты деятельности
своим сверстникам, родителям;
- ответственность - обязательство ребенка за проявление собственной личной инициативы;
- произвольность - соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей; умение
управлять своим поведением в соответствии с определенными сформированными у него
представлениями, правилами и нормами.
Модель развивающего пространства
- Плоскости и объекты образовательной среды (игры, игрушки, материалы, оборудование,
инвентарь) максимально разнообразны, обновляемы в соответствии с возрастом и потребностями
детей;
- Интенсивность образовательной среды: создание условий для активности и творчества не
только детей, но педагогов и родителей.
- Психологическая безопасность среды: формирование положительной, доброжелательной
обстановки, в которой каждый ребенок чувствует себя уверенно и спокойно;
- Мобильность среды: содержательное наполнение и изменения среды осуществляется на
основе гибкого планирования в соответствии с возникающими ситуациями, интересами и запросами
детей.
Модель взаимодействия с родителями (законными представителями)
- Семьи воспитанников мотивированы на содержательное и организационное взаимодействие с
дошкольным учреждением;
- Родители готовы и способны к совместному проектированию и реализации образовательных
событий и мероприятий;
- Родители способствуют формированию положительного авторитета и имиджа дошкольного
учреждения.
Ожидаемые результаты
- становление ребенка как субъекта деятельности (способность выбирать деятельность,
элементарно планировать ее, анализировать и презентовать ее результаты на различных
мероприятиях);
- отношение к детству как к самоценному феномену у всех участников образовательных
отношений, который обеспечивает эффективное развитие ребенка, его позитивную социализацию;
- продвижение модели развивающего образования;

16

- создание и развитие условий для полноценной игры, разнообразия игр, их развивающий
характер;
- проектирование качественно нового развивающего пространства, обеспечивающее
удовлетворение потребностей всех участников образовательных отношений;
- осуществление образовательного процесса в русле развивающего образования,
способствующей реализации адаптационных и потенциальных индивидуальных возможностей
ребенка.
Ведущими подходами для дальнейшего развития ДОУ являются:
- системный подход, в соответствии с которым ДОУ рассматривается как открытая
развивающая и развивающаяся система, гибко реагирующая на изменения внешней по отношению к
ней среды;
- стратегический подход, который предписывает осуществление деятельности по управлению
ДОО на основе долгосрочного прогноза развития;
- информационный подход, заключающийся в том, что управление ДОУ по своей сути
является информационным процессом, состоящим из трех основных этапов: сбора информации о
функционировании ДОО (элемент обратной связи), ее переработки и принятия управленческого
решения (передачи командной информации от управляющей подсистемы к управляемой
подсистеме);
- мотивационно-ресурсный подход, предписывающий создание тех видов ресурсов, которые
необходимы для реализации поставленных целей и задач.
Для достижения названной цели и организации эффективной инновационной деятельности
требуется создание комплекса условий в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного
образования с учетом федеральных образовательных программ.
Требования к условиям реализации Программы включают требования:
- к психолого-педагогическим,
- кадровым,
- материально-техническим;
- к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей
во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на
фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим
людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников
образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
Созданные в процессе реализации Программы условия будут способствовать достижению цели
деятельности - созданию условий для разностороннего развития детей дошкольного возраста с
учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. для достижения детьми дошкольного
возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
17

образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к
детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

18

РАЗДЕЛ 4.
ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Программные мероприятия, направленные на достижение цели Программы развития,
обусловлены требованиями к условиям реализации образовательных программ ФГОС дошкольного
образования, а также федеральными образовательными программами.
4.1. «УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель Проекта: создание организационно-управленческого механизма, обеспечивающего
эффективное управление реализацией ФГОС ДО с учетом федеральной образовательной программы
дошкольного образования и федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ОВЗ в ДОУ.
Задачи Проекта:
создать совокупность условий, необходимых для реализации образовательных программ
дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом федеральных
образовательных программ ДО:
1. Психолого-педагогические условия;
2. Кадровые условия;
3. Материально-технические условия;
5. Развивающаяся предметно-пространственная среда.
Единичный проект № 1. Психолого-педагогические условия реализации образовательных
программ дошкольного образования.
Цель: обеспечить психолого-педагогические условия реализации образовательных программ
дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом ФОП ДО и ФАОП
ДО для обучающихся с ОВЗ.
№
п/п
1
2

3

4
4.1
4.2

Содержание
деятельности
Обеспечение преемственности ФГОС дошкольного и
ФГОС начального общего образования
Соблюдение требований к наполняемости групп с
учетом возраста детей, их состояния здоровья,
специфики образовательной программы
Соблюдение требований к максимально допустимому
объему образовательной нагрузки с учетом санитарноэпидемиологических правил и нормативов
Использование в образовательной деятельности форм,
методов, технологий работы с детьми:
технологий, форм, методов, направленных на развитие
детской одаренности
технологий, форм, методов работы с детьми с ОВЗ и
детьми-инвалидами

19

Сроки
реализации

Ответственные

2024-2028

Заведующий
ДОУ
Заведующий
ДОУ

2024-2028

2024-2028

постоянно
постоянно

Заведующий
ДОУ

Воспитатели
Учительлогопед,
педагогпсихолог

5

Организация оценки индивидуального развития детей По графику
(педагогическая и психологическая диагностика)

6
6.1

Создание условий, необходимых для организации
социальной ситуации развития детей:
обеспечение их эмоционального благополучия
2024-2028

6.2

поддержка индивидуальности и инициативы детей

2024-2028

Учительлогопед,
педагогпсихолог,
воспитатели

7

Актуализация
адаптированной
образовательной
программы для детей с ОВЗ и ее реализация
Взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями) по вопросам образования ребенка:
внедрение активных форм работы с семьей (круглые
столы, семинары-практикумы, консультации), развитие
разнообразных, эмоционально насыщенных способов
вовлечения родителей в жизнь детского сада (создание
условий для продуктивного общения детей и родителей
на основе общего дела: семейные праздники, досуги,
совместные кружки)
Сбор банка данных по семьям воспитанников
социологическое исследование социального статуса и
психологического микроклимата семьи (анкетирование,
наблюдения, беседы)
Составление
плана
взаимодействия
педагогов,
родителей по направлениям развития воспитанников

2024-2028

Заведующий
ДОУ

2024-2028

Воспитатели,
музыкальный
руководитель

Постоянно

Воспитатели

2024

Заведующий,
воспитатели
Учительлогопед,
педагогпсихолог,
воспитатели

8
8.1

8.2

8.3
8.4

Организация индивидуального консультирования по Постоянно
вопросам воспитания и развития.

9

Оказание ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ

Постоянно

Учительлогопед,
педагогпсихолог,
воспитатели

Учительлогопед,
педагогпсихолог,
воспитатели

Учительлогопед,
педагогпсихолог

Единичный проект № 2. Кадровые условия реализации образовательных программ
дошкольного образования
Цель: обеспечить кадровые условия реализации образовательных программ дошкольного
образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом ФОП ДО и ФАОП ДО для
обучающихся с ОВЗ.

20

№
п/п
1

2

3
3.1

3.2
3.3

3.4

4

5
6

Содержание
деятельности
Комплектование образовательной организации
педагогическими,
административнохозяйственными работниками, в т.ч. для работы с
детьми с ОВЗ
Предусмотрение дополнительных должностей
педагогических работников в группах для детей с
ОВЗ, имеющих соответствующую квалификацию
для работы с детьми ОВЗ (тьютор)
Мотивация педагогических работников ДОО к
реализации ФГОС ДО:
Разработка плана мероприятий, направленных на
повышение уровня профессиональной
компетентности педагогического состава
Реализация проектной деятельности педагогами
Координация деятельности педагогов по
внедрению образовательной программы ДО в
соответствии с ФОП
Активное участие педагогов в конкурсах
муниципального и регионального уровня, в том
числе конкурсах профессионального мастерства,
инновационной деятельности
Обучение в ДОУ педагогов по вопросам охраны
труда, оказанию первой помощи, технике
безопасности, пожарной, антитеррористической
безопасности, антикоррупционной политики в
свете действующего законодательства
Осуществление
контроля
за
повышением
квалификации педагогических работников ДОО
Подготовка и реализация плана-графика аттестации
педагогических и руководящих работников,
индивидуальное методическое сопровождение
аттестуемых педагогов.

Сроки
реализации

Ответственны
е

2024-2028

Заведующий

2024-2028

Заведующий

Ежегодно

Заведующий

Постоянно
2024-2028

Педагоги
Заведующий

Ежегодно

Педагоги

2024-2028

Заведующий

Постоянно

Заведующий

Ежегодно

Заведующий

Единичный проект № 3. Материально-технические условия реализации образовательных
программ дошкольного образования.
Цель: обеспечить материально-технические условия реализации образовательных программ
дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом ФОП ДО и ФАОП
ДО
№
п/п
1

2

3
4

5
6

Содержание
деятельности

Сроки
реализации

Изучение нормативных документов федерального,
регионального, муниципального уровней в области
безопасности человека.
Создание условий в соответствии с санитарноэпидемиологическими
требованиями
к
организациям воспитания и обучения
Создание условий в соответствии с правилами
пожарной безопасности
Создание условий в соответствии с требованиями к
оснащенности
помещений
развивающей
предметно-пространственной среды
Выполнение мероприятий в рамках реализации
плана мероприятий Паспорта безопасности ДОУ
Создание условий для материально-технического

21

Ответственные

Постоянно

Заведующий

2024-2028

Заведующий, завхоз

2024-2028

Заведующий, завхоз

2024-2028

Заведующий, завхоз

2024-2028

Заведующий, завхоз

2024-2028

Заведующий, завхоз

обеспечения
программ
(учебно-методические
комплекты, оборудование, оснащение (предметы))

Единичный проект №4.
Развивающая предметно-пространственная среда.
Цель: организовать предметно-пространственную среду для реализации образовательных
программ дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом ФОП ДО и
ФАОП ДО
№
п/п

Содержание
деятельности

Сроки
реализации

Насыщение ППС для реализации образовательных
программ в соответствии возрастными и
индивидуальными особенностями обучающихся и
их образовательными потребностями

2024-2028

2

Развитие трансформируемости ППС

2024-2028

3

Приобретение полифункциональных материалов

2024-2028

4

Развитие вариативности ППС

2024-2028

5

Развитие доступности ППС

2024-2028

6

Развитие безопасности ППС

2024-2028

1

Ответственные

Заведующий,
завхоз, педагоги
Заведующий,
завхоз, педагоги
Заведующий,
завхоз, педагоги
Заведующий,
завхоз, педагоги
Заведующий,
завхоз, педагоги
Заведующий,
завхоз, педагоги

РАЗДЕЛ 5.
ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ
Программа развития ставит реальные цели и задачи. Они, по нашему мнению, реальны,
выполнимы, могут быть достигнуты и реализованы полностью либо частично (в силу объективных
причин). В процессе реализации Программы развития могут возникать непрогнозируемые риски,
22

появление которых может снизить эффективность запланированных инновационных изменений. Их
в период реализации предполагается отслеживать и фиксировать при управленческом анализе.
Инновационные риски
при создании условий
Низкий уровень профессиональной
компетенции педагогов МБДОУ, их
профессиональных возможностей в части
внедрения в образовательную деятельность
новых программ, технологий, методов и форм.
Неполнота отдельных нормативно-правовых
документов, не предусмотренных на момент
разработки и начало внедрения Программы
развития.
Неэффективное решение вопросов, отставание
от сроков реализации мероприятий в рамках
Программы развития
Неготовность отдельных участников
образовательных отношений выстраивать
партнерские отношения с другими субъектами
образовательного процесса, партнерами
социума. Нежелание брать на себя повышенную
ответственность за инновационные процессы,
реализацию проектов и программ.
Вероятность недостаточной подготовки
ресурсной базы для реализации отдельных
направлений и всех компонентов Программы.

Пути снижения
Обеспечение организационнометодического
сопровождения педагогов в формате
«внедрение инноваций» и «принятие
инноваций»
Регулярный анализ нормативно- правовой базы
МБДОУ на предмет ее актуальности, полноты,
соответствия решаемым задачам
Своевременная координация согласованных
действий участников Программы развития.
Психолого-педагогическое и методическое
сопровождение участников образовательных
отношений с низкой коммуникационной
культурой при реализации проектов и программ

Своевременный анализ достаточности
ресурсной базы и возможностей МБДОУ с
учетом их роста и развития для реализации
отдельных направлений и всех компонентов
Программы

РАЗДЕЛ 6
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ
Мероприятия по осуществлению, сопровождению и текущей коррекции Программы
развития являются гарантией ее успешной и полноценной реализации. Общее управление
реализацией Программы осуществляется заведующим ДОУ.
Управление реализаций Программы предполагается через:
- разработку локальных нормативных актов, подготовку приказов, проведение педсоветов,
совещаний;
- координацию деятельности исполнителей в ходе работы координационного совета
дошкольной образовательной организации;
23

- разработку и реализацию ежегодных планов работы дошкольной образовательной
организации;
- текущий контроль за выполнением программных мероприятий;
- проведение процедур самообследования и внутренней оценки качества образования;
- подведение промежуточных итогов реализации Программы на педагогическом совете ДОУ;
- мониторинг реализации составляющих планирований действий по направлениям развития
образовательного учреждения;
- конкретизацию действий на ближайшую перспективу по направлениям развития МБДОУ;
- тактический и оперативный контроль реализации Программы развития; анализ
промежуточных результатов реализации Программы развития образовательного учреждения на
заседаниях коллегиальных органов, ориентированного на всех участников образовательных
отношений.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».